Материалы научно-исследовательских проектов
Новые типы движителей для плавсредств
Эксперимент. Измерения и наблюдения выполнялись в аквариуме и ванне. Сначала в качестве двигателя использовали скрученный резиновый
шнур. Однако оказалось, что в этом случае можно было только наблюдать движение модели, измерить же какие-либо параметры было трудно из-за
непостоянства потенциальной энергии раскручивающегося резинового шнура. Поэтому в дальнейшем мы собрали модель на основе электродвигателя
постоянного тока. Для измерений силы использовали обычный школьный динамометр с полной шкалой 5 Н и ценой деления 0,1 Н. Временные интервалы
измеряли таймером (в сотовом телефоне – цена деления 0,001 с, что давало повод поговорить об ошибках измерений). Для определения скорости модели
измеряли проходимый ею с установившейся скоростью путь 20 см (между метками на стенках аквариума). Время и силу тяги измеряли каждый раз трижды
три различных оператора. в дальнейших расчётах использовались результаты, усреднённые по этим девяти измерениям.
Измеряемые величины
Fср – сила, действующая на шток. Определяли динамометром в процессе работы движителя в воде.
ω – угловая скорость вала вращения, на который насажен кривошипно-шатунный механизм, задающий возвратно-поступательное
движение штока: определяли как число n возвратно-поступательных движений штока за 1 с, умноженноe на 2π радиан.
Fтяги – сила тяги, возникающая в процессе работы движителя: определяли с помощью динамометра, закреплённого
одним концом в неподвижном штативе, а другим – за корпус модели. Динамометр располагали параллельно поверхности воды на высоте около 1 см.
v – скорость установившегося движения модели. Определяли по формуле v = Δs/Δt, где Δs – заранее
заданный интервал пути, Δt – измеренный интервал времени, за
который модель его проходила.
u – средняя скорость движения штока. За один полный цикл возвратно-поступательного движения шток (и точка захвата движителя) проходит путь, равный 4r, где
r – плечо кривошипа, а за 1 с он проходит путь d = 4rn, поэтому
численно u = 0,032n (в нашем случае r = 0,008 м)
Рассчитываемые величины
η = Апол/Азатр,
где Апол – полезная работа движителя,
Азатр – затраченная им работа.
Поскольку мощность – это работа в единицу времени, то Nпол = Апол/Δt, Nзатр
= Азатр/Δt, где Δt – интервал времени, в течение
которого выполнялась работа (в нашем случае Δt = 1 с).
Полезную мощность определим как Nпол = Fтягиv,
а затраченную как Nзатр= Fср d
Относительная поступь λ = v/u, где v – скорость установившегося движения
модели, u – скорость прохождения движителем
пути d; для винта u = rω.
В таблице приведены результаты измерений и вычислений для предложенного нами движителя, а также (для сравнения) для гребного винта диаметром
0,05 м [10].
Движитель |
n об/с |
ω рад/с |
Fср H |
d m |
Fтяги H |
v м/с |
u м/с |
Nпол Вт |
Nзатр Вт |
η % |
λ |
Наш |
5,5 |
34,54 |
0,15 |
0,176 |
0,1 |
0,20 |
0,176 |
0,2 |
0,0264 |
76 |
1,1 |
Винт |
50 |
314 |
3,67 |
0,04×50=2 |
2,22 |
1,5 |
1,2 |
3,33 |
7,34 |
45 |
0,855 |
Зависимость КПД от поступи винта летательного аппарата Из таблицы видно, что КПД нашего движителя (76%) выше КПД гребного винта (45%). Существенно и различие в относительной
поступи: 1,1 против 0,855, т.е. больше приблизительно на 30%. Модель с винтом движется в 7,5 раз быстрее, но при этом и
энергетические потери у неё значительно больше: в 7,34/0,0264 = 282 раза! Таким образом, «провал» в среду, характерный для
гребковых движителей, приводит и к существенным экономическим потерям.
Замечание. Известно, что КПД винта летательного аппарата достигает максимального значения (80%) при λ = 0,25
[10]. При λ , близких к нулю, летательный аппарат приближается к состоянию покоя, а винт находится в режиме
холостого хода, т.е. η = 0. При больших λ летательный аппарат движется с такой скоростью, что
встречный поток начинает раскручивать винт, т.е. наступает режим, схожий с режимом холостого хода винта, в этом случае также
η = 0. Т.е. полёт аппарата с поступью винта, близкой к 1, вообще исключён.
_____________________
* Когда у вертолёта отказывает двигатель, он падает. При этом пропеллер раскручивается встречным потоком воздуха. Так же и
у самолёта: если самолёт будет лететь очень быстро, то уже не вращающийся винт будет толкать самолёт, а наоборот, самолёт при
своём движении будет раскручивать винт, что приводит к торможению самолёта и даже к отрицательному КПД винта. – Г.У.
Заключение
1. Предложен новый способ создания силы тяги в текучих средах, а также устройство – движитель для плавательных аппаратов,
– в основу разработки которых положены результаты, полученные в проекте [1].
2. Экспериментально показано, как наличие знакопеременной силы, действующей на движитель в поперечном к его поверхности
направлении, порождает силу тяги у плавсредства с таким движителем.
3. Выполнена опытно-конструкторская разработка радиоуправляемой модели плавательного средства с движителями различной
конфигурации, но общего принципа действия, удовлетворяющего правилу
U = 0,29, найденного для маховых перьев птиц.
4. Опытно-конструкторская разработка – радиоуправляемая модель с новым типом движителя – испытана в лабораторных условиях.
5. Показано, что КПД нового движителя равен 76% при относительной поступи движителя λ= 1, где λ = u/v
, u – скорость поступательного движения плавсредства, v – средняя скорость перемещения движителя под воздействием
знакопеременной силы. (При таком значении λ винт вообще уже не работает как движитель, становясь
ветряком-пропеллером, как у ветряной мельницы.)
Литература
1. Ручкин И., Алексеев К., Белых
А. (школа № 1273). Почему летают птицы:
Исследовательская работа: Руководитель Г.П.Устюгина.
– «Ярмарка идей Юзао», москва, 2004.
2. Краснопевцев Д., Шапкин А.(школа
№ 1273). Подводный кайт: Проектная работа:
Руководитель Г.П.Устюгина. – «Ярмарка идей
Юзао», москва, 2004.
3. Меркулов В.И. Загадка плавания
рыб. nauka.relis.ru/cgi/nauka.pl?05+0112+ 05112088+HTML
4. Что нужно знать о гребном винте. www.kater.ru/catalog/links_u_ustroistvo_sudna.htm
5. Энциклопедия «Кругосвет». www.krugosvet.ru/articles/14/1001453/1001453a6.htm
6. Семёнов Г.А. Патент РФ № 2090441
«Движитель для судов и аппаратов надводного и
подводного плавания».
7. Семёнов Г.А. Затраты энергии на
транспорте могут быть снижены в 10 раз. www.eprussia.ru/epr/info/sklad/036/new_tech_1.3.htm
8. Мазейкин Е.М., Шмелёв В.Е.
Конструирование и моделирование технических
устройств. www.tula.net/tgpu/resources/construct/index.htm
9. Сахновский Б.М. Модели судов
новых типов. – Судостроение, 1987. http://www.shipmodeling.ru/books/NewTypeShips/newtypeships.pdf
10. Прандтль Л. Гидроаэродинамика: R@C Dynamics. –
М.–Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая
динамика», 2002.
|